Ремонт двигателя Планета 3

Цилиндропоршневая группа.
Перед разборкой цилиндропоршневой группы выполните следующее:
  • снимите защитные кожухи карбюратора, седло, топливный бак, глушители с выхлопными трубами, воздухоочиститель, карбюратор, колпачок с проводом высокого напряжения со свечи;
  • отсоедините трос от декомпрессора;
  • снимите катушку зажигания;
  • отсоедините маслопровод вместе с уплотнительными прокладками от патрубка.
Разборка. Выверните из головки цилиндра свечу и декомпрессор при необходимости их замены или ремонта.
Отверните гайки крепления головки цилиндра и снимите ее со шпилек.
Отверните гайки крепления цилиндра к картеру и, установив поршень в нижнее положение, снимите цилиндр, не допуская повреждения прокладки.
Снимите прокладку цилиндра. Кривошипную камеру закройте чистой салфеткой во избежание попадания в нее посторонних предметов. Выньте стопорные кольца поршневого пальца.
Выпрессуйте поршневой палец с помощью молотка и оправки (металлический стержень или трубка диаметром не более 15 мм). Во избежание деформации шатуна придержите поршень рукой. Снимите поршневые кольца, используя для этого 5—6 стальных или латунных пластинок длиной 30—40 мм, шириной 3—5 мм, толщиной 0,2...0,3 мм. Пластины введите под кольцо в месте стыка и равномерно разведите по окружности между поршнем и кольцом, затем снимите кольцо по пластинам вверх. Можно снимать кольца с поршня без пластин, но при этом надо иметь в виду, что при большом разведении концов кольца возможна его поломка.
Запомните порядок расположения колец в канавках поршня, чтобы при сборке установить их на свои места.
Возможные неисправности деталей цилиндропоршневой группы даны в разделе "Возможные неисправности двигателей и методы их устранения".

Головка цилиндра.
Осмотрите состояние резьбы в отверстии головки под свечу. При повреждении резьбы замените или отремонтируйте головку следующим образом:
  • рассверлите отверстие до диаметра 18,43 мм и нарежьте резьбу М20х1,5;
  • изготовьте втулку из бронзы согласно данным рисунку
  • заверните втулку в головку до упора и сделайте разметку
  • выверните и подгоните нижний торец втулки по сфере головки;
  • вверните втулку и развальцуйте ее на внутренней поверхности головки.
remvtul.jpg (39691 bytes)
Осмотрите состояние плоскости разъема головки и цилиндра. Если на плоскостях имеются забоины или неровности (определяется по следам пропуска газов), удалите их шабером и при необходимости притрите плоскости на плите.
Нагар с головки удаляйте специальным раствором (приложение 4). При отсутствии раствора пользуйтесь металлическим скребком или шабером, затем зачистите поверхность наждачной шкуркой и промойте в керосине (неэтилированном бензине).
Цилиндр и поршневая группа.
Величину износа определяйте замером поршня и цилиндра. Если зазор между поршнем и цилиндром более 0,3...0,4 мм, их необходимо ремонтировать. Ремонту подлежат также и цилиндры, имеющие на рабочей поверхности глубокие риски и задиры. Ремонт производите следующими методами:
  • подбором и установкой нового комплекта (нормального размера) цилиндра, поршня и поршневых колец взамен изношенных;
  • расточкой и хонингованием старого цилиндра и установкой ремонтных размеров колец и поршня.
При замене поршень и цилиндры подбирайте одной группы (см. таблицу).

Группа
Диаметр, мм
поршня с разрезной юбкой
Овально–бочкообразного поршня
Цилиндра
1
71,94-0,01
71,98-0,01
71,99+0,01
0
71,95-0,01
71,99-0,01
72+0,01
00
71,96-0,01
72-0,01
72,01+0,01
000
71,97-0,01
72,01-0,01
72,02+0,01
В запасные части поставляются поршни и цилиндры четырех размерных групп. Маркировка группы поршня клеймением приведена на его днище, цилиндра - на нижнем фланце.
Замер приведенных в таблицах диаметров поршней производите на расстоянии 55+1 мм от нижнего торца поршня, а диаметра цилиндра - на расстоянии 30 мм от верхнего торца. Поршневые кольца в данном случае устанавливайте нормального размера. Диаметр такого кольца (при зазоре в стыке 0,25...0,45 мм) равен 72 мм. Устанавливая кольца и поршень ремонтных размеров взамен изношенных, цилиндр необходимо обработать расточкой и хонингованием под диаметр ремонтного поршня. В запасные части поставляются поршни и поршневые кольца двух ремонтных групп

Маркировка группы
Диаметр, мм
поршня
поршневых колец
Цилиндра
1P
72,46-0,03
72,5
72,5+0,02
73-0,03
73,0
73,0+0,02
Маркировка группы поршня указана на его днище, группа колец - на ярлыке в упаковке комплекта поршневых колец.
Диаметр обработанного цилиндра должен быть больше диаметра поршня на 0,04...0,08 мм (0,01-0,03 мм для овально-бочкообразного поршня), овальность и конусность по всей длине не более 0,03 мм. Овально-бочкообразный поршень без поршневых колец должен перемещаться в цилиндре под действием силы тяжести поршня, поршень с разрезной юбкой и поршневыми кольцами - с усилием 30...80 Н (3...8 кг).
Поршневой палец и втулка верхней головки шатуна.
При установке нового поршня (нормального или ремонтного размеров) по отверстиям в бобышках подберите поршневой палец. Пальцы и поршни имеют четыре размерные группы.

Цветовой индекс групп
Диаметр, мм
пальца
Отверстия в бобышке поршня
Зеленый
15,0000-0,0025
15,0000+0,0025
Белый
14,9975-0,0025
14,9975+0,0025
Черный
14,9950-0,0025
14,9950+0,0025
Желтый
14,9925-0,0025
14,9925+0,0025
Цвет метки на торце пальца должен соответствовать цвету метки на бобышке внутри поршня. В случае износа отверстий в бобышках и во втулке верхней головки шатуна необходимо установить палец ремонтного размера, развернув под него отверстия. В запасные части поставляются пальцы двух ремонтных групп согласно таблице.

Маркировка поршневого пальца
Диаметр, мм
Поршневого пальца
Отверстий
В поршне
Во втулке шатуна
Красная краска с одного торца
15,1-0,005
15,1+0,003…-0,002
15,113-0,02
Красная краска с двух торцов
15,2-0,005
15,2+0,003…-0,002
15,123-0,02
Маркировка пальцев приведена красной эмалью по всей площади торца: 1-я ремонтная группа - с одного торца, 2-я ремонтная группа — с двух торцов.
При установке ремонтных пальцев отверстие в бобышках поршня довести до размера, обеспечивающего зазор 0...0,005 мм, зазор между поршневым пальцем и втулкой верхней головки шатуна должен быть, 0,01...0,03 мм.
При износе втулки верхней головки шатуна замените ее втулкой ремонтного размера или изготовьте из бронзы согласно эскизу на рисунке.
vtulshat.jpg (25058 bytes)
Выпрессовку и запрессовку втулки производите, используя рекомендации.

rekom.jpg (53671 bytes) А - выпресовка с помощью тисков: 1 - тиски, 2 - оправка, 3 - втулка, 5 - втулка верхней головки шатуна Б - выпресовка с помощью болта: 1 - болт, 2 - шатун, 3 - втулка, 4 - шайба, 5 - гайка, 6 - втулка верхней головки шатуна, 7 - кольцо
В - запресовка втулки верхней головки шатуна: 1 - болт, 2 - шатун, 3 - шайба, 4 - гайка, 5 - втулка верхней головки шатуна, 6 - кольцо
После запрессовки отверстие втулки разверните специальной раздвижной разверткой, внутренний диаметр втулки должен быть на 0,01...0,03 мм больше диаметра пальца.
Поршневые кольца.
Новые поршневые кольца устанавливайте при замене поршня с цилиндром или в случае, когда поршни и цилиндры имеют допустимый износ, а замеренный щупом зазор в стыке кольца, установленного в цилиндре на расстоянии 10...30 мм от верхнего торца, более 2 мм. Перед установкой нового кольца на поршень выполните следующее:
  • вставьте кольцо в цилиндр и щупом замерьте зазор в стыке кольца (в новом цилиндре зазор должен быть 0,25...0,45 мм); при меньшем зазоре подпилите кольцо в стыке;
  • установите кольцо в цилиндр стыком в направлении, соответствующем рабочему положению, и при помощи лампы определите на просвет его прилегание к цилиндру; допускается просвет на 10% длины окружности, кроме 15° с каждой стороны замка.
Нагар из канавок поршня удаляйте специальным раствором (приложение). При отсутствии раствора пользуйтесь шабером.
Сборка. Установите с помощью пластинок кольца на поршень, сориентировав стыки колец на стопорные штифты поршня. Проверьте подвижность кольца в канавке поршня. Зазор между торцовой поверхностью кольца и канавкой должен быть 0,075...0,1 мм. Кольцо должно передвигаться в канавке свободно, без заеданий. Установите в канавку отверстия одной из бобышек поршня стопорное кольцо, а в отверстие противоположной бобышки запрессуйте смазанный маслом поршневой палец.
Наденьте поршень на верхнюю головку шатуна стрелкой вперед (по ходу мотоцикла). Совместите отверстия бобышек и втулки верхней головки шатуна и, придерживая поршень рукой, легкими ударами молотка запрессуйте поршневой палец; установите второе стопорное кольцо. Проверьте перед установкой цилиндра плоскости разъема цилиндра и картера и при необходимости зачистите их. Установите на фланец картера уплотнительиую прокладку из картона или паронита. Осторожно, не поломав поршневые кольца и расположив их против стопорных штифтов, наденьте цилиндр на поршень. Целесообразно при этом поршень упереть в деревянную подставку (дощечку), положенную на фланец картера. Зеркало цилиндра смажьте маслом. Уберите подставку, установите цилиндр на фланец картера и закрепите. Установите головку цилиндра и закрепите ее.
Правый сальник коленчатого вала, звездочка вторичного вала, механизм управления сцеплением.
Для удобства разборки, ремонта и сборки данных сборочных единиц без снятия двигателя с рамы рекомендуется отсоединить тягу от рычага ножного тормоза.
Возможные неисправности изложены в разделе "Возможные неисправности двигателей и методы их устранения".
Разборка. Выверните винты крепления правой крышки картера и снимите ее, отсоедините трос сцепления.
Снимите пружину с рычага выключения сцепления, освободите гайку и выверните регулировочный винт муфты сцепления. Выньте шарик, снимите колпачок червяка сцепления и, вращая червяк по часовой стрелке, выньте его с рычагом включения сцепления из отверстия крышки (у двигателей "Планета").
У двигателей "Планета 5-01" и "Планета 6" выверните стопорныйвинт, снимите с рычага выключения сцепления возвратную пружину, опорную шайбу и осторожно, не повредив сальник, достаньте валик выжима сцепления. При необходимости замены звездочки и резинового колпачка вторичного вала без снятия крышки коробки передач выньте стержень из отверстия первичного вала. Снимите с гайки вторичного вала резиновый колпачок, разогните стопорную шайбу, отверните гайку (резьба левая) и снимите звездочку. Для определения возможных неисправностей и необходимости ремонта правого сальника выполните следующее:
  • снимите статор и ротор генератора (раздел "Ремонт электрооборудования");
  • выньте шпонку из паза полуоси;
  • отверните винты крепления крышки сальника, снимите крышку с сальником и прокладку;
  • выпрессуйте сальник (в случае замены).
Ремонт. Неисправности определяйте осмотром. Сальник замените, если рабочие кромки потеряли эластичность, имеют трещины, разрывы, повреждения или большой износ. Звездочку вторичного вала замените при износе зубьев. Шарик механизма управления сцеплением замените при его износе.
Сборка. Сборку производите в обратном разборке порядке, при этом:
  • проследите, чтобы при установке крышки с сальником не-загнулись рабочие кромки сальника;
  • подогните стопорную шайбу на две грани гайки вторичного вала;
  • установите шарик в отверстие червяка или в вал первичный между штоками (ИЖП5-01, ИЖП6).
После сборки и установки крышки правой проведите регулировку механизма управления сцеплением. У двигателей "Планета" (кроме ИЖП5-01, ИЖП6) заверните регулировочный винт в червяк до упора и отверните его на 1/4—1/2 оборота, законтрите гайкой. За счет регулировочного винта на руле отрегулируйте свободный ход на рычаге сцепления 5...10 мм. Для двигателей "Планета 5-01", "Планета 6" снимите крышку люка сцепления в левой крышке картера, ослабьте контргайку регулировочного винта на нажимном диске и выверните регулировочный винт на 1...2 оборота. Регулировочным винтом троса сцепления на руле установите рычаг выжима сцепления на правой крышке так, чтобы выступ на рычаге совпал с отметкой на крышке. Заверните регулировочный винт на нажимном диске сцепления до упора (не сильно) и отверните его на 1/4...1/2 оборота, законтрите контргайкой. Свободный ход конца рычага сцепления на руле 5...10 мм установите с помощью регулировочного винта троса и законтрите контргайкой.
Муфта сцепления, пусковой механизм, передача от двигателя на сцепление.
Возможные неисправности изложены в разделе "Возможные неисправности двигателей и методы их устранения".
Для разборки данных узлов без снятия двигателя с рамы выполните следующее:
  • установите мотоцикл на центральную подставку и слейте масло из картера через сливное отверстие или, сняв аккумулятор, наклоните мотоцикл на правую сторону, нс -пользуя деревянные подкладки (при этом масло из картера можно не сливать);
  • отсоедините левый глушитель и подножку водителя у мотоцикл о та ИЖПЗ, ИЖП4.
У двигателей ИЖП5-01, ИЖП6 дополнительно снимите защитные кожухи карбюратора, отсоедините маслопровод рт впускного патрубка цилиндра, электропровод клапана-датчика - от левой крышки картера и трос дозатора - от распределительной муфты (под бензобаком).
Если разборка производится на двигателе, снятом с рамы, слейте масло из картера через сливное отверстие или после снятия левой крышки - непосредственно из полости картера. В этом случае крышку левую снимайте, установив двигатель наклонно вверх крышкой.
Разборка. Снимите рычаги переключения передач и пускового механизма.
Выверните винты крепления левой крышки картера и снимите ее, не допуская повреждения прокладки. мотоциклов ИЖП5-01, ИЖП6 при этом можно не сливать масло из полости масляного насоса. Обращайте внимание на муфту привода масляного насоса, расположенную в пазу болта крепления звездочки коленчатого вала (не потеряйте)-Отверните гайки пружин муфты сцепления, снимите нажимной диск-с колпачками и пружинами. Выньте из отверстия первичного вала толкатель. Снимите от 3 до 5 крайних дисков муфты сцепления, выдвинув их пальцами снизу через окна наружного барабана. Отверните гайку крепления внутреннего (ведомого) барабана сцепления (резьба левая), застопорив его специальным приспособлением за шлицы наружные или следующим образом:
  • застопорите от вращения наружный (ведущий) барабан сцепления, для чего вставьте в выпускной патрубок цилиндра (если отсоединена выхлопная труба) деревянный брусок и уприте в него поршень (коленвал и моторная передача застопорены) или вставьте между цепью моторной и зубчатым венцом наружного барабана или звездочкой коленвала какой-либо металлический предмет диаметром 10—15 мм м заклиньте цепь;
  • вставьте между шлицем наружным внутреннего барабана и пазом для ведущих дисков наружного барабана винт длиной около 30 мм. Снимите отверткой или монтажной лопаткой стопорный колпачок звездочки коленчатого вала. Выверните болт крепления звездочки резкими ударами молотка по ключу или выверните его ключом, застопорив поршень деревянным бруском через выхлопное окно или моторную цепь, как указано выше. Снимите звездочку и наружный барабан муфты сцепления вместе с цепью.
Наденьте рычаг пускового механизма на шлицы вала. Придерживая сектор пускового механизма, выведите его выше плоскости разъема картера и ослабьте натяжение пружины. Снимите пал с сектором ипружиной пускового механизма и шайбу.
Ремонт. Ремонт или замену деталей муфты сцепления, пускового механизма и передачи от двигателя на сцепление производите, если:
  • изношены зубья звездочки коленчатого вала и наружного барабана муфты сцепления;
  • сколоты или изношены зубья сектора, зубчатки и храповика пускового механизма; есть сколы ступицы наружного барабана;
  • имеется усадка пружины пускового механизма (рычаг при пуске двигателя не энергично возвращается в исходное положение);
  • есть сколы шлиц внутреннего барабана сцепления;
  • покороблены (погнуты) ведомые (стальные) диски муфты сцепления;
  • вытянулась (изношена) цепь (провисание более 15 мм, стук цепи на холостых оборотах двигателя);
  • изношены ведущие (пластмассовые) диски муфты сцепления или сколоты выступы дисков. Перед сборкой проверьте совпадение плоскостей зубчатых венцов звездочки коленчатого вала и наружного барабана сцепления в следующей последовательности:
  • наденьте на полуось коленчатого вала волнообразные шайбы, в шпоночный паз полуоси коленчатого вала вставьте шпонку;
  • установите и закрепите болтом звездочку коленчатого вала;
  • наденьте на первичный вал наружный барабан с распорной втулкой;
  • проверьте лекальной линейкой совпадение плоскостей зубьев звездочки и наружного барабана по наружным боковым плоскостям зубчатых венцов, плотно прижимая барабан к внутреннему кольцу подшипника первичного вала. Если смещение более 0,4 мм, подберите необходимое количество регулировочных шайб толщиной 0,2...0,5 мм и установите их на первичный вал между внутренним кольцом подшипника и распорной втулкой наружного барабана. После регулировки снимите барабан, втулку, выверните болт и снимите звездочку.
Сборка. Наденьте рычаг пускового механизма на шлицы вала, установите вал пускового механизма с шайбой, сектором и пружиной так, чтобы сектор был выше плоскости разъема картера.
Заведите петлю конца пружины за прилив картера и, закрутив пружину на 2Ѕ оборота, дошлите вал с сектором до упора внутрь полости картера.
Придерживая сектор, снимите рычаг пускового механизма со шлиц вала.
Наденьте цепь на звездочку коленчатого вала и наружный барабан сцепления и установите их одновременно на полуось коленчатого вала и первичный вал, сохранив все регулировочные шайбы. Заверните болт крепления звездочки резкими ударами молотка по ключу или затяните его ключом, застопорив вращение звездочки коленчатого вала. Вставьте муфту привода масляного насоса в паз болта крепления звездочки (ИЖП5-01, ИЖП6).
Установите новый или выправленный стопорный колпачок звездочки коленчатого вала и закрепите его и лунки ступицы звездочки или застопорите стопорной шайбой (ИЖП5-01, ИЖП6). Наденьте на шлицы коленчатого вала внутренний барабан муфты сцепления.
Установите зубчатую шайбу и закрепите барабан (резьба левая), застопорив его (барабан), как рекомендовано выше.
Наденьте на внутренний барабан опорный (стальной) диск так, чтобы его проточка по внутреннему диаметру была обращена в сторону коробки передач.
Установите поочередно пластмассовые (ведущие) и стальные (ведомые) диски.
Вставьте толкатель муфты сцепления в отверстие первичного вала. Установите нажимной диск с колпачками и пружинами, при этом выдавки на колпачках должны входить в пазы отверстия нажимного диска.
Наверните равномерно фасонные гайки на болты внутреннего барабана так, чтобы торцы гаек были выше торцов колпачка на 3...4 мм, а нажимной диск перемещался без перекоса при нажатии на рычаг сцепления.
Установите прокладку и левую крышку картера, повернув хвостовик масляного насоса в положение, соответствующее пазу муфты масляного насоса. Закрепите крышку винтами.
Наденьте на вал и закрепите педаль пускового механизма. Установите на место резиновое кольцо и втулку вала переключения передач.
Наденьте на вал и закрепите рычаг переключения передач. Подсоедините маслопровод к впускному патрубку, электропровод клапана-датчика маслонасоса - к левой крышке, трос дозатора маслонасоса - к поршню распределительной муфты. При установке защитных кожухов карбюратора совместите маслопровод (защитную трубку) и провод клапана-датчика с вырезом в нижней части защитного кожуха во избежание пережатия маслопровода.

Насос масляный системы смазки.
Возможные неисправности системы "раздельной" смазки изложены в разделе "Возможные неисправности двигателей и методы их устранения".
Снимите насос с двигателя в следующем порядке:
  • отверните болт внизу крышки масляной емкости и слейте масло;
  • отсоедините от рычага насоса трос дозатора, а от переходника в левой крышке - электропровод клапана-датчика;
  • отверните два винта (один на крышке насоса) и осторожно снимите насос;
  • отсоедините маслопровод (снимите трубку со штуцера или срежьте ее у штуцера).
Разборка.

nasos.jpg (130714 bytes)
1 - подающий винт, 2 - стопорное кольцо, 3 - манжета, 4 - прокладка, 5 - крышка, 6 - винт, 7 - клемма (седло), 8 - поршень, 9 - пружина, 10 - шайба, 11- корпус насоса, 12 - шайба, 13 - маслопровод, 14 - гильза дозатора, 15 - прокладка, 16 - обратный клапан, 17 - уплотнительное кольцо, 18 - шайба, 19 - гайка, 20 - рычаг уплотнения, 21 - винт, 22 - планка, 23 - регулировочный винт, 24 - контргайка , 25 - электрический провод, 26 - тяга, 27 - уплотнительное кольцо, 28 - шток дозатора, 29 - колпачок, 30 - пружина, 31 - уплотнительное кольцо, 32 - ось, 33 - втулка
Отверните четыре винта, снимите осторожно крышку 5 и прокладку, пружину 9 клапана-датчика (достаньте их из втулки).
Извлеките подающий винт 1. Снимите стопорное кольцо 2, шайбу 12 и, используя подающий винт как выколотку, выпрессуйте манжету 3 и шайбу 10.
Сняв тягу 26 (утопив шток дозатора), можно достать шток из гильзы, а отвернув гайку 19, - демонтировать гильзу и снять обратный клапан 16. Но разборку эту проводите только в необходимых случаях. При разборке обратного клапана необходимо вывернуть крышку с регулировочным винтом и извлечь пружину, толкатель, шайбу и мембрану.
Ремонт. Увеличенная или уменьшенная подача масла насосом (см. рекомендации в табл.), а также соответствующая информация сигнального индикатора "масло" в щитке приборов (не горит при включенном зажигании м не гаснет при работе двигателя на оборотах выше холостого хода) ука -зывают на неисправность или нарушение регулировки насоса. Подсос воздуха через манжету винта подающего может привести к значительному уменьшению подачи масла.

Параметры
Величина
Тип
винтовой с дозатором
Масса сухая, кг.
0,2
Направление вращения винта
правое
Максимальная частота вращения винта, мин-1
7000
Объемная подача масла см3/ч:
на холостом ходу двигателя при 1300 мин-1 коленвала
3...4
на полном подъеме дросселя карбюратора при 6000 мин-1 коленвала
400±20
Максимальный ход троса управления насоса, мм
32
Установка
по оси коленчатого вала двигателя с передаточным отношением 1:1
Отверстие в корпусе насоса и диаметр винта подающего имеют три размерные группы, маркированные буквами "А", "Б", "В". Диаметральный зазор винта подающего в корпусе должен быть 0,012...0,032 мм. Шток дозатора 28 в отверстии гильзы 14 должен иметь зазор 0,004...0,028 мм, поршень 8 клапана-датчика во втулке корпуса - зазор 0,02...0,04 мм и перемещаться без заедания. Регулировку (подрегулировку) насоса в процессе эксплуатации проводите с использованием специального стенда следующим образом:
  • винтом регулировочным 23 установите такое положение рычага 20, которое обеспечит расположение торца штока дозатора 28 на расстоянии 25,5 мм от поверхности корпуса, на которой установлена гильза дозатора. Законтрите винт 23;
  • установите планку 22, перемещая по рычагу 20, в таком положении, чтобы перемещение оси отверстия в. планке при повороте рычага до упора было равно ходу дросселя карбюратора (32 мм для двигателя " Планета").
При этом насос должен обеспечивать требуемые параметры подачи масла: 4+0,6 см3/ч при 1300 об/мин винта подающего и исходном положении штока насоса; 6,9+0,3 см3/мин при 6000 об/мин винта подающего и положении штока доза-гора, соответствующем полному подъему дросселя карбюратора на 32 мм.
Для изменения величины минимальной подачи масла необходимо регулировать положение штока дозaropa регулировочным винтом 23 на рычаге управления. При утопании штока подача масла несколько увеличится и наоборот. Максимальную подачу насоса регулируют положением планки 22 рычага управления, изменяя ход штока дозатора при полном ходе дросселя карбюратора. Перед установкой насоса в левую крышку картера целесообразно проверить соосность отверстия под насос и оси коленчатого вала. Допустимая несоосность 0,3 мм. Увеличенная несоосность ведет к быстрому износу муфты приводной и поломке хвостовика винта подающего.
Установку насоса проводите в последовательности, обратной его снятию.
Коробка передач. Разборка. При неполной разборке коробки передач (без снятия первичного вала и не снятом с рамы двигателе) отсоедините правый глушитель с выхлопной трубой и подножкой водителя, рычаг ножного тормоза, резиновые чехлы цепи от патрубков двигателя, снимите правую крышку картера, выньте стержень из отверстия первичного вала, разъедините цепь, слейте масло из полости коробки передач.
При полной разборке (со снятием первичного вала и валиков вилок переключения передач) дополнительно снимите левый глушитель с выхлопной трубой (двигатели ИЖПЗ, ИЖП4), левую крышку картера, разберите муфту сцепления,
передачу от двигателя на сцепление, снимите вал с сектором, пружиной и шайбой пускового механизма. Дальнейшую разборку проводите в следующем порядке:
  • выверните 8 винтов крепления крышки коробки передач;
  • снимите крышку коробки передач отверткой и легкими ударами молотка, не допуская повреждения прокладки. Если сектор переключения снимается вместе с крышкой коробки, то опорная шайба вала переключения выталкивается сектором и при перекосе может затруднить снятие крышки. В этом случае поправьте шайбу отверткой через зазор между крышкой и картером;
  • снимите опорные шайбы с вала переключения передач и с первичного вала, причем шайба вала переключения иногда может прилипать к выступу крышки;
  • снимите прокладку крышки и сектор переключения передач;
  • выньте механизм переключения передач;
  • выпрессуйте промежуточный вал с помощью съемника;
  • отведите отверткой фиксатор, извлеките вал переключения передач с регулировочными шайбами, обратив внимание на количество шайб;
  • снимите шестерни 1 —3-й и 2—4-й передач вместе с вилками переключения. Выньте из картера шестерню 1-й передачи промежуточного вала;
  • выпрессуйте из подшипника первичный вал и выньте валы вилок переключения, сняв предварительно стопорную планку. Разборку вторичного вала производите в следующем порядке:
  • разогните стопорную шайбу звездочки вторичного вала;
  • отверните гайку (резьба левая), снимите шайбу и звездочку, чтобы не рассыпать ролики, придержите вал рукой;
  • положите крышку вниз шестерней и выньте вторичный вал, следя за тем, чтобы не рассыпались ролики;
  • выпрессуйте сальник, выньте установочное и опорное кольца из отверстия крышки;
  • выпреосуйте наружное кольцо подшипника.
Возможные неисправности коробок передач изложены в разделе "Возможные неисправности двигателей и методы их устранения". Ремонт или замену деталей коробки передач производите, если:
  • износились или сломаны зубья шестерен, выкрошилась рабочая поверхность зубьев, изношены или смяты кулачки;
  • износились вилки переключения передач;
  • поврежден или изношен сальник вторичного вала (пропускает масло из коробки передач);
  • изношены бронзовые втулки вто -ричного вала;
  • изношены (большой зазор), или разрушены подшипники. Детали коробки передач, непригодные для дальнейшей эксплуатации (валы, шестерни, втулки, пружины, подшипники, сальники), замените. Изношенные втулки вторичного вала можно заменить втулками ремонтного размера, изготовленными из бронзы согласно эскизу на рисунке.
vtulval.jpg (57928 bytes)
I - для двигателей "Планета", II и III - для двигателей "Юпитер"
После запрессовки втулок просверлите в них отверстия для подвода смазочного масла, а также разверните втулки, соблюдая соосность с зубчатым венцом вторичного вала. Диаметр отверстия обработанных втулок должен быть больше диаметра первичного вала на 0,030 - 0,074 мм.
В запасные части поставляется вторичный вал в сборе с роликовым подшипником. Для фиксации наружного кольца подшипника на вторичном валу имеется специальное стопорное кольцо, которое при сборке удалите.
Если вторичный вал разбирался, то, как правило, повреждается сальник., и его необходимо тщательно проверить и заменить при необходимости. При сборке не допускается установка роликов и кольца из другого комплекта.
Перед сборкой коробки передач отрегулируйте осевые зазоры вала переключения передач, промежуточного и первичного валов. Для обеспечения осевого зазора вала переключения передач 0,2...0,4 мм
  • наденьте на вал со стороны фиксатора хотя бы одну регулировочную шайбу, смазав предварительно ее консистентной смазкой с целью удержания на валу;
  • установите вал переключения передач в отверстие левой половины картера до упора, при этом отведите фиксатор;
  • наденьте на свободный конец вала переключения (со стороны крышки коробки передач) шайбу опорную толщиной 1,35 мм;
  • проверьте зазор между шайбой опорной и линейкой, поставленной на плоскость левой половины картера без прокладки крышки коробки передач. Зазор должен быть не более 0,2 мм;
  • отрегулируйте эту величину зазора за счет установки регулировочных шайб толщиной 0,2...0,3 мм на торец вала переключения со стороны фиксатора.
Сборку вторичного вала с крышкой коробки передач производите следующим образом:
  • установите в отверстие крышки коробки передач опорное и установочное кольца;
  • запрессуйте наружное кольцо роликового подшипника до упора и закерните кольцо подшипника в 3—4 точках;
  • запрессуйте в крышку сальник вторичного вала;
  • смажьте канавку вторичного в^ла. консистентной смазкой и уложите в нее ролики - они не рассыплют-ся;
  • осторожно, не повредив рабочую кромку сальника, установите вторичный вал в крышку коробки передач. Целесообразно для гарантии сохранения сальника изготовить специальную втулку, которую надеть на торец вторичного вала;
  • установите звездочку, стопорную шайбу и заверните гайку. Подогните шайбу на две грани гайки, наденьте резиновый колпачок на гайку.
При неполной разборке коробки передач сборку производите в следующем порядке:
  • положите шестерню 1-й передачи кольцевой канавкой на подшипник промежуточного вала, совместив отверстия шестерни и подшипника;
  • установите вилку переключения в сборе с шестерней 1-й и 3-й передач канавкой (вилкой) вверх;
  • установите шестерню 2-й и 4-й передач вместе с вилкой на первичный вал проточкой (вилкой) вниз;
  • наденьте на вал переключения передач со стороны фиксатора необходимое, ранее установленное регулировкой, количество регулировочных шайб;
  • приподнимите левой рукой вилку с шестерней 2-й и 4-й передач и, удерживая вал переключения правой рукой, введите шип вилки в верхнюю канавку вала переключения;
  • приподнимите левой рукой вилку с шестерней 1-й и 3-й передач и введите шип вилки в нижнюю канавку вала переключения;
  • огнедите фиксатор и установите iiiui переключения передач на место до упора в левую половину картера;
  • установите на место (в шестерню и подшипник) вал промежуточный с шестернями 3-й передачи и промежуточного вала (в настоящее время изготовляется вал-шестерня);
  • проверните вал переключения, сориентировав его точкой у основания зубьев в сторону механизма переключения передач;
  • установите сектор переключения так, чтобы его зуб с риской вошел во впадину зубьев против метки на валу переключения;
  • установите на промежуточный вал и на вал переключения передач опорные шайбы. При этом необходимо обеспечить осевой зазор промежуточного вала 0,1...0,2 мм;
  • в зависимости от расстояния между привалочной плоскостью крышки коробки передач и торцом втулки вторичного вала (вторичный вал в сборе с крышкой коробки передач) установите на первичный вал стальную разделительную шайбу соответствующей толщины: при расстоянии 16,6 мм и менее шайбу толщиной 2,5 мм, при расстоянии более 16,6 мм шайбу толщиной 2,0 мм;
  • наложите прокладку крышки коробки передач, установите крышку на фиксирующие втулки и закрепите винтами. Под головками двух винтов должны быть установлены уплотнительные шайбы;
  • проверьте осевой зазор вторичного вала (зазор между опорной разделительной шайбой первичного вала и торцом втулки вторичного вала), который должен быть 0,4...0,6 мм.
Если зазор не соответствует указанной величине, необходимо демонтировать муфту сцепления и отрегулировать его. При зазоре меньше 0,4 мм ударами молотка через подкладку по торцу вторичного вала подать первичный вал в сторону муфты сцепления. Если зазор, больше 0,6 мм, необходимо первичный вал с подшипником подать в сторону вторичного вала, а пространство между наружной обоймой подшипника и стопорной планкой заполнить регулировочными шайбами толщиной 0,2... 0,5 мм (диаметры 47х38 мм).
При полной разборке коробки передач сборку производите в следующем порядке на левой половине картера:
  • установите промежуточный вал со всеми шестернями на место;
  • соберите первичный вал с шестернями и установите на место в подшипник;
  • наденьте на конец вала переключения передач со стороны фиксатора необходимое количество регулировочных шайб и установите вал в отверстие картера;
  • вставьте в канавки шестерен вилки переключения передач и введите шип вилки 1-й и 3-й передач в нижнюю канавку вала переключения, а шип 2-й и 4-й передач - в верхнюю канавку;
  • наложите на подшипники первичного и промежуточного валов необходимое количество регулировочных шайб, установите и закрепите винтами стопорную планку (со стороны сцепления);
  • установите механизм переключения передач;
  • установите сектор переключения. передач так, чтобы зуб с риской вошел во впадину между зубьями вала переключения передач против метки;
  • наденьте опорные шайбы на валы переключения передач и на первичный вал;
  • наложите прокладку, установите крышку коробки передач и закрепите ее винтами.
Величины осевых зазоров валов переключения передач, промежуточного и между первичным и вторичным валами, методы их контроля и регулировок указаны выше. Проведите сборку моторной передачи, муфты сцепления, установите крышку левую и рычаги пускового механизма и переключения передач.
Картер, коленчатый вал, сальник.
Возможные неисправности указаны в разделе "Возможные неисправности двигателей и методы их устранения".
Замену коленчатого вала, подшипников и сальников производите на двигателе, снятом с рамы, для чего слейте масло из картера, снимите генератор и проведите разборку:

  • коробки передач (первичный вал и валики вилок переключения можно не снимать);
  • масляного насоса;
  • муфты сцепления с передачей от двигателя на сцепление;
  • пускового механизма;
  • цилиндропоршневой группы, отсоединив маслопровод от всасывающего патрубка (поршень можно не снимать).
Дальнейшую разборку производите в следующем порядке:
  • отверните гайку болта крепления двигателя в задней части и выньте болты;
  • выбейте при помощи выколотки и молотка установочные втулки наполовину их длины (заднюю втулку выбейте в сторону правой половины картера);
  • выверните винты крепления половин картера;
  • разъедините половины картера при помощи деревянного молотка и монтажной лопатки, которую введите в пазы задней и передней части двигателя;
  • снимите легкими ударами деревянного молотка по плоскости разъема левую половину картера с полуоси коленчатого вала;
  • выньте установочное кольцо и регулировочные шайбы;
  • выпрессуйте подшипник в наружную сторону при помощи оправки через отверстие сальника;
  • выньте установочное кольцо;
  • выпрессуйте оправкой из левой половины картера сальник вместе с кольцом подшипника в сторону кривошипной камеры;
  • выверните винты и снимите с правой половины картера сальник коленчатого вала и прокладку;
  • выпрессуйте наружное кольцо подшипника коленчатого вала из правой половины картера;
  • снимите подшипники с полуосей коленчатого вала при помощи специального съемника или используя заостренные выколотки типа зубила. При этом недопустима деформация коленчатого вала.
Ремонт. Подшипники коленчатого вала замените при их износе или разрушении сепаратора.
Если рабочие кромки потеряли эластичность, имеют трещины, разрывы, повреждения или большой износ, сальники замените. Коленчатый вал неразборный и ремонту не подлежит, за исключением замены втулки верхней головки шатуна (см.: "Цилиндропоршневая группа").
Ремонт или замену картера производите, если:
  • ослаблена посадка подшипников;
  • имеются трещины и забоины;
  • повреждены плоскости разъема половин картера.
При повреждении одной из половин картера замене подлежат обе половины, поставляемые в запасные части в одной сборке с крышкой коробки передач. Забоины или неровности на плоскостях разъема удаляйте шабровкой, при необходимости притрите плоскости на плите.
Сборка. Перед сборкой двигателя зачистите плоскости разъема. При сборке следите за равномерной затяжкой винтов, не допуская перекосов.
Сборку производите в следующем порядке:
  • напрессуйте на полуоси коленчатого вала внутренние кольца подшипников, предварительно смазав их, с сепараторами и роликами на прессе или при помощи оправки из трубы и молотка. При этом осевой зазор между кольцами и маховиком должен быть не более 0,1 мм;
  • поставьте в левую половину картера установочное кольцо;
  • запрессуйте в левую половину картера со стороны кривошипной камеры сальник, установите масло-направляющую шайбу и запрессуй
  • те наружное кольцо подшипника на прессе или молотком при помощи втулки; запрессуйте кольцо подшипника в правую половину картера;
  • установите коленчатый вал в левую половину картера, не повредив сальник;
  • нанесите кисточкой на плоскость разъема левой половины картера тонкий слой бакелитового лака СБС, БФ-4 или лака ВК-1 в смеси с 10...15% алюминиевой пудры и 3...5% нитроэмали или другого герметика;
  • удалите подтеки лака с внутренней и наружной поверхности стенки кривошипной камеры, соедините половины и совместите их по контуру разъема;
  • запрессуйте две установочные втулки и винтами стяните половины картера;
  • установите и затяните болты крепления двигателя в задней части (перед установкой двигателя на раму затяжку болтов ослабьте);
  • запрессуйте при помощи оправки и молотка шариковый подшипник до упора в установочное кольцо;
  • поставьте второе установочное кольцо и проверьте зазор между ним и торцом наружного кольца шарикового подшипника. Если зазор более 0,25 мм, установите необходимое количество шайб толщиной 0,2...0,3 мм между наружным кольцом шарикового подшипника и установочным кольцом;
  • установите крышку с правым сальником. После сборки проверьте вращение коленчатого вала, он должен вращаться легко, без заеданий. Зазоры между маховиком и стенками кривошипной камеры должны быть не менее 0,5 мм.