Ремонт ЯВЫ 350

Двигатель

Двигатель (цилиндро-поршневая группа), моторная передача, ме­ханизм сцепления, пусковой механизм и коробка передач у мотоцик­лов "Ява" объединены общим картером в один силовой блок. Силовые агрегаты "Ява-250" и "Ява-350" имеют сходную компоновку и много взаимозаменяемых (одинаковых) деталей и механизмов. Они также имеют одинаковые присоединительные размеры и могут устанавливаться на мотоцикл один вместо другого.
Взаимозаменяемыми деталями силовых агрегатов "Ява-250" и "Ява- 350", являются:
  1. педаль переключения передач и пускового механизма;
  2. вал педали переключения передач и пускового механизма;
  3. пусковой механизм;
  4. муфта сцепления;
  5. вал механизма переключения передач;
  6. все детали механизма переключения передач;
  7. шестерни и валы коробки передач;
  8. контакт электрического указателя нейтрального положения в коробке передач;
  9. детали механизма выключения сцепления;
  10. ротор        генератора, а также к статор при условии замены деталей прерывателя, клеммной колодки и деталей крепления конденсаторов;
  11. детали крепления и уплотнения звездочки вторичного вала;
  12. все подшипники, втулки и сальники, находящиеся в картерах си­ловых агрегатов "Ява-250" и "Ява-350".
Исключение составляют лабиринтное уплотнение, установленное только на левой цапфе коленчатого вала двигателя "Ява-250", и резиновый сальник, уплотняющий торцовую часть вала привода спидометра, установленный только у двигателя "Ява-350".
Размеры втулок, подшипников и сальников приведены в приложениях 2 и 3.
Невзаимозаменяемыми деталями силовых агрегатов "Ява-250" и "Ява-250" являются:
1)    картеры и подавляющее большинство деталей кривошипно-шатунных механизмов;
2)    звездочка коленчатого вала: у звездочки двигателя "Ява-350" - 27 зубьев, "Ява-250" - 22 зуба;
3)    моторные (неразъемные) цепи: цепь двигателя "Ява-350" имеет 64 звена, двигателя "Ява-250" - 60 звеньев.
Двигатели мотоциклов "Ява" хорошо балансированы, что обеспечивает им спокойную работу при любой скорости движения мотоцикла. Наиболее "мягкий" ход имеет двухцилиндровый двигатель мотоцикла "Ява-350".
Двигатель мотоцикла "Ява-250" имеет один цилиндр, стоящий в вертикальной плоскости с наклоном вперед около 15°. Двигатель мотоцикла "Ява-350" двухцилиндровый с параллельно расположенными цилиндрами, стоящими с небольшим (около 15°) наклоном вперед. Несколько отличается от остальных двигатель "Ява-638".

Рис. 1. Поперечный разрез силового агрегата мотоциклов «Ява-250» модели 559/04 и модели 559/07
Рис. 1. Поперечный разрез силового агрегата мотоциклов "Ява-250" модели 559/04 и модели 559/07:
1 - цилиндр; 2 - головка; 3 - свеча зажигания; 4 - поршень; 5 - поршневые кольца; 6 - палец; 7 - шатун; 8 - генератор; 9 - правая крышка картера; 10 - промежуточный вал коробки передач с шестернями; 11 - регулировочный болт сцепления; 12 - меха­низм автоматического выключения сцепления; 13 - ведущая звездочка задней пере­дачи; 14 - первичный вал коробки передач с шестернями; 15 - контакт указателя нейтральной передачи; 16 - подшипник 6205 вторичного вала; 17 - вилки переклю­чения передач; 18 - пусковой сектор; 19 - вал переключения передач; 20 - храповая шестерня; 21 - подшипник первичного вала 6303; 22 - муфта сцепления; 23 - ведущая звездочка передней передачи; 24 - коленчатый вал; 25 – подшипники 6305.
Рис. 2. Поперечный разрез силового агрегата мотоцикла «Ява-350» модели 360/00
Рис. 2. Поперечный разрез силового агрегата мотоцикла "Ява-350" моде­ли 360/00:
Позиции 1-25 те же, что и на рис. 1, 26 - шари­коподшипник 6306.
Приложение 2. ШАРИКОВЫЕ ПОДШИПНИКИ, ПОДШИПНИКИ СКОЛЬЖЕНИЯ (ВТУЛКИ) И РЕЗИНОВЫЕ САЛЬНИКИ МОТОЦИКЛА ЯВА-250


Головки цилиндров

Головки цилиндров отлиты из алюминия, снабжены ребрами для охлаждения и повышения жесткости. Камера сгорания в головке имеет антидетонационную щель. Объемы камер сгорания мотоцикла "Ява-350" составляют 37,1 см3, мотоцикла "Ява-250" - 24,57см3. В центре камеры сгорания имеется отверстие с резьбой М14х 1,25 для установки свечи зажигания.
Если резьбовое отверстие для свечи изношено или в нем сорвана резьба, то его восстанавливают, установив латунную (или бронзовую) резьбовую втулку-футорку. Для этого отверстие рассверливают, затем в нем нерезают тугую резьбу М20х1,5. После этого ввертывают втулку с резьбой М14x1,25 (Рис. 3), предварительно нагрев головку; края втулки должны быть заподлицо с поверхностью камеры сгорания.
Рис. 3. Втулка-футорка


Цилиндр

В теле цилиндра отлиты впускные, продувочные и выпускные каналы, а на наружной поверхности имеются охлаждающие ребра и патрубки для крепления выпускных труб.
Уплотнительные прокладки под цилиндр изготовляют из плотного картона толщиной 0,7 мм.
Цилиндры вместе с головками прикреплены к картеру шпильками и гайками с резьбой М10, проходящими через рубашку цилиндра.

Снятие цилиндра. Для снятия цилиндра отвертывают гайку, крепящую выпускную трубу к цилиндрам. Трубу оттягивают вперед вниз, вынимают из выпускного патрубка, снимают уплотнительное кольцо и затем поворачивают трубу изгибом вниз.
У мотоциклов ЯВА-250 всех моделей перед снятием цилиндра ключом S= 10 мм ослабляют затяжку хомута катушки зажигания и вынимают ее, после чего отвертывают шпильки (кроме мотоциклов моделей 353). Для этого две гайки, снятые ранее со шпилек цилиндра, навёртывают на верхний резьбовой конец шпильки и плотно притягивают их одна к другой двумя ключами S=17 мм. Затем надевают ключ на нижнюю гайку и отвертывают шпильку.
У мотоциклов ЯВА-350 всех моделей для снятия цилиндра не нужно снимать катушку зажигания, карбюратор и отвертывать шпильки.
Поршень ставят в н. м. т. и в дальнейшем удерживают его в этом положении педалью кик-стартера. Чтобы цилиндр легче снялся, резиновым или деревянным молотком можно слегка постучать по выпускному патрубку с обеих сторон.
Если цилиндр не отсоединяется от картера, то можно воспользоваться двумя отвертками, вставив их между ребрами цилиндра и картера спереди и сзади, где толщина ребер наибольшая и опасность их поломки наименьшая. Используя отвертки как рычаги, приподнимают цилиндр. Длинной тонкой отверткой или ножом аккуратно расправляют прокладку между цилиндром и картером так, чтобы не порвать ее при снятии цилиндра. Затем цилиндр поднимают обеими руками. Поршень при этом удерживают в н. м. т.
При снятии цилиндра следует учитывать, что стыки колец проходят через впускной канал, поэтому во избежание поломки колец нельзя поворачивать цилиндр при снятии и установке.
Сразу же после снятия цилиндра следует закрыть отверстие в картере чистой тряпкой и очистить плоскость разъема картера и цилиндра от грязи.
У двухцилиндровых двигателей имеется одна прокладка на оба цилиндра. Если снимают один цилиндр и прокладка под ним повреждена, то отрезают половину прокладки острым ножом по линии разъема картера. Пользуясь ею, как шаблоном, вырезают другую половину прокладки или отрезают ее от новой. На нижнюю посадочную плоскость цилиндра наносят тонкий слой масла (предварительно осторожно удалив остатки старой прокладки шабером) и надевают снизу на цилиндр картонную заготовку с вырезанным отверстием. Картон плотно прижимают к цилиндру, и ножницами вырезают прокладку по полученному отпечатку. Отверстия для шпилек лучше вырубить пробойником диаметром 10 мм.
Перед ремонтом цилиндр тщательно промывают в керосине или бензине с маслом и осматривают. На зеркале цилиндра не должно быть глубоких царапин и других повреждений.
Поверхность любого, даже мало работающего цилиндра имеет износ в результате трения поршневых колец о его стенки. Особенно заметен износ в верхней части цилиндра, где образуется темный от нагара поясок в виде ступеньки шириной около 7,5 мм (до него доходило при работе верхнее поршневое кольцо). Ступеньки можно обнаружить, проведя пальцем от средней части зеркала цилиндра к его верхнему краю. Аналогичная ступенька имеется и в нижней части цилиндра (до нее доходило нижнее поршневое кольцо).
При увеличении диаметра цилиндра более чем на 0,15 мм, наличии глубоких продольных рисок мощность двигателя заметно снижается. Такой цилиндр надо заменить или отремонтировать.
Для мотоциклов предусмотрены диаметры цилиндров четырех ремонтных размеров (табл. 1). Каждый последующий размер больше предыдущего на 0,25 мм. Для них выпускаются соответствующих размеров поршни.
Новые цилиндры выпускают только нормального размера. Каждый размер, в свою очередь, делится на три группы, обозначаемые буквами А, В, С, которые выбиты на верхней плоскости цилиндра.
Ремонт цилиндра заключается в увеличении его диаметра до ближайшего ремонтного размера путем расточки на токарном или координатно-расточном станке.
При использовании поршня увеличенного размера расточка цилиндра обязательна!

Таблица 1. Диаметры цилиндров в мм

Поршни

В верхней части поршня проточены три канавки для установки компрессионных колец, в нижней части, называемой юбкой, имеются два окна, обеспечивающих своевременное открытие перепускных каналов цилиндра. В средней части поршня отлиты две бобышки с отверстиями для поршневого пальца и канавками для его стопорных колец.
Поршни выпускаются пяти различных номинальных диаметров - нормального и четырех ремонтных, каждый из которых включает в себя три селекционные группы - А, В и С. Буква селекцилонной группы ставится на днище поршня. Поршни, кроме этого, по диаметрам отверстий для поршневого пальца делятся еще на две группы: X и У. Эти буквы штампуются на днище рядом с буквами А, В или С. Каждый следующий ремонтный размер поршня отличается от предыдущего на 0,25 мм.
Принадлежность поршня к ремонтному размеру обозначается римскими цифрами I, II, III или IV. Размеры поршней указаны в таблице 2.
При ремонтах зеркало цилиндра обрабатывается до размеров, соответствующих размерам ремонтных поршней.
Таблица 2. Диаметры поршней в мм

 

Поршневые пальцы

Выпускаются нормальных размеров 15 мм у мотоциклов "Ява-350" всех моделей и мотоциклов "Ява-250" модели 353/04 и 018 мм у мотоциклов "Ява-250" моделей 559/02, 559/04, а также ремонтных размеров 15,05 мм, 15,10 мм, 18,05 мм, 18,10 мм.
Поршневые пальцы каждого размера в зависимости от фактического диаметра маркируются одной или двумя черточками, нанесенными на торце пальца. Палец с одной чертой следует устанавливать в поршень с обозначениями У, а палец с двумя черточками - в поршень, имеющий обозначение X. Соответствующий размер должна иметь и втулка верхней головки шатуна.
При установке на двигатель новых поршней и цилиндров нужно подбирать цилиндры и поршни одного и того же номинального диаметра и одинаковой селекционной группы с одинаковыми обозначениями. Только при соблюдении этого условия между зеркалом цилиндра и поршнем будет обеспечен нормальный рабочий зазор.
Зазор между цилиндром, и поршнем в холодном состоянии должен быть равен 0,007-0,008 мм. При нагревании деталей во время работы двигателя он доходит до 0,02 мм.
Допуски и диаметры пальцев даны в таблице 3.
Таблица 3. Диаметр в мм поршневого пальца и отверстий в поршне и шатуне